Наталия Нарочницкая: С позиций здорового консерватизма и традиционализма

Из выступления Наталии Нарочницкой 18 октября в пресс-центре РИА Новости на презентации новой общественной организации – «Русского гражданского движения»: «Сейчас очень много говорят о гражданском обществе, а принципом подлинного гражданского общества является как раз самостоятельная инициатива граждан для решения стоящих перед ними проблем, то есть самоорганизация. И движение, потому что это поступательное движение. Мы понимаем, что сложность проблем, стоящих сейчас перед Россией, перед русским народом, так велика, что рапортовать о том, что они решатся очень быстро, было бы смешно, и вызвало бы только улыбку и презрение«.

«Почему мы говорим о самоорганизации и проблемах русского народа? Те большие и правильные задачи, которые сейчас стоят перед нашим государством, и о которых говорят и власти и все политики – это модернизация, это движение вперед, это развитие. Все эти задачи абсолютно не реализуемы, и даже просто несовместимы с тем состоянием упадка, в котором находится государствообразующий русский народ. По всем показателям по аспектам жизни русского народа – демография, образование, занятость, состояние нравственности и прочее – русский народ переживает тяжелые времена.
Но без русских не может быть России, и это пора понять всем. Закрывать глаза на эти проблемы, прятать голову в песок, по традиции двадцатого века, который разучил нас говорить на эти темы респектабельным и спокойным языком, без вражды к кому-либо – это означает усугублять проблему, и тогда никакого будущего у России не будет. Поэтому мы взяли на себя эту рискованную миссию – заявить об этих целях. И не боимся нареканий, не боимся на них ответить, потому что наше движение не направлено ни против кого. Мы занимаемся проблемами русского народа. Мы знаем, за что мы, а вовсе не ставим вопрос, против кого мы.
Говоря о тех некрасивых проявлениях в межнациональных отношениях, которые фиксируются и в русской среде, могу сказать свое суждение: я много наблюдала за этим и исследовала эти проблемы, происходит это вовсе не от переизбытка национального чувства, а наоборот, от его деградации к зоологическому уровню. А почему? Если нации внушать постоянно, что она неудачница мировой истории, что русский народ уже так деградировал, что у него нет никакого будущего, что ему лучше куда-то разъехаться, уступить место другим, и так далее, что он не способен к модернизации, не может усвоить демократию – при таком отношении унижения рождается и такой абстрактный агрессивный протест.

Национальное чувство в нашем представлении, я думаю, и социологи сейчас пишут об этом и за рубежом – неискоренимо, как любовь к матери. Освященное высшими целями, не униженное, оно становится побуждением к историческому деланию. И тогда не надо бить себя кулаком в грудь и говорить – я русский. Это само собой разумеется, когда из поколения в поколение воспроизводятся цели и ценности бытия, преемственная культура, и так далее. Но если его унижать, то тогда как раз такое чувство может родить некрасивые проявления.

И мы как раз не хотим, чтобы эта тема, как и в предыдущее время, была отдана маргиналам. Пора заняться этим на серьезном уровне, и здесь мы совершенно отдаем себе отчет, что грехи есть и у русского народа, но заниматься этим нужно, идя в детские сады, идя в школу. Тот тип образования и те стандарты, которые сейчас нам навязали, абсолютно не годятся для того, чтобы народ, русский народ, основатель и стержень российской государственности, вообще двигался по преемственному пути в будущее. Потому что образовательные услуги превращают выпускника в такой винтик для глобализации, совершенно не носителя преемственной национальной культуры. Об этом, кстати, пишут и за рубежом очень много, и все европейские академики и профессора, я с ними общаюсь, точно так же стонут в ужасе от Болонского процесса и требуют его корректировать.

Разрушение промышленности помимо всем известных отрицательных последствий для нашей страны привело к тому, что децентрализация ударила по основной массе квалифицированных рабочих, это русские везде. И люмпенизация этой огромной массы русских людей по своим культурным последствиям для деградации нации и ее представления о грехе, преступлении, представлении о честном труде – сравнима с уничтожением русского крестьянства в свое время. Поэтому мы пойдем в регионы, где есть еще наша промышленность. Где есть директора предприятий, инженеры, и население борется за то, чтобы их не закрыли, и никакая модернизация невозможна, если происходит одновременно деиндустриализация.
Поэтому мы выступаем с позиций здорового консерватизма и традиционализма, как залога сбалансированного движения вперед«.

«…мы тоже изучаем опыт тех решений, или, наоборот, нерешенности тех проблем, которые мы поставили, или в Западной Европе. И вот я одной ногой еще работаю, руковожу Парижским институтом демократии и сотрудничества, где проходит масса семинаров и круглых столов, где мы обмениваемся опытом по проблемам и содержательной стороны прав человека.
Кстати, мы пытались не раз предложить тему по понятии нации, этничности, эволюции этого в сознании и в науке. Зная при этом огромное количество социологов европейских на эту тему. Нам сказали – во Франции нет свободы слова, и все будут бояться высказываться по этим темам, хотя у всех это на устах. Вот в Германии консервативный фонд Эйберта и Аденауэра готовы были с нами сотрудничать.

У меня есть связи с французскими структурами, которые занимаются социально-культурным развитием регионов. Я думаю, что познакомить их с теми русскими активистами, и предпринимателями, которые работают в регионе, а такие тоже обращались к нам с помощью – которые желают не просто построить какое-то производство, скажем, в какой-то области Центральной России, но и хотели бы, чтобы люди оттуда не уезжали. Для этого нужна социально-культурная инфраструктура. Должно быть место, куда детей можно привести послушать русские сказки, и посмотреть хороший фильм, который вдохновляет, а не убивает желание жить.
А насчет обвинений – мы уже сказали: да, мы взяли на себя нелегкую, и безусловно, рискованную миссию произнести вслух то, чем наполнен Интернет, и что на улице выливается только в некрасивые всплески несформулированных идей абстрактного, обиженного протеста, который, в свою очередь, может обижать и других.

Но я скажу так: только тот народ, который ценит, любит собственное наследие, дорожит им, способен с уважением и почитанием относиться к таким же чувствам других. Если восстановит себя русский народ, будет уверенно и спокойно продолжать быть русским, передавать из поколения в поколение свои цели, ценности бытия, свои понятия чести, справедливости и так далее – то я думаю, как раз расцветут вместе с ним тогда в братском взаимодействии те народы, которые осознанно связали с русскими свою судьбу, и сохраняли русскому народу верность во всех испытаниях.
Поэтому здесь не надо этого бояться. Наоборот, плохой русский, который не знает себя, разуверился в своем наследии, презирает его. Мы встречали и таких. Это трагедия, мне жалко этих людей. Это все равно, что человек, презирающий и ненавидящий свою мать. Он несчастен, потому что он лишен вот этого богоданного спокойного чувства. Такие люди, конечно – это беда. Это и есть порождение того небрежения к этим проблемам, которое было и в течение советского времени, и последующих двадцати лет.
Поэтому плохой русский, который не ценит, не понимает, не хочет – он будет и плохим россиянином, плохим гражданином России. Для него родина будет там, где ниже налоги, где легче сделать карьеру, что вовсе не всегда далеко.

Я уверена, что половина причин, из-за чего по опросам существенное количество залихватски заявляет, что оно хотело бы уехать куда-нибудь в другую страну, и среди таковых много именно русских, проистекает не от того, что здесь невозможно заработать. Как раз так заработать, особенно будучи авантюристом и не задумываясь о нравственной стороне поступка, как здесь, нельзя нигде. Во Франции, чтобы заработать 100 Евро, нужно 110 отдать государству. И попробуй не отдай, ты будешь в тюрьме.
Связано не с этим, а именно с тем, что утрачена какая-то связь, люди не понимают, не ощущают своего места в этом сложнейшем комплексе механизмов работы современного государства. Во всем мире сейчас идут иррациональные, агрессивные протесты. Потому что люди перестали понимать свое место в мировой экономике, и в экономике собственного государства.

Демократия вступила в такую стадию, когда она так запутала взаимоотношения в обществе, что люди уже не понимают, а каким винтиком они являются, на каком месте они в этом? Когда мы слышим о кризисе – мы слышим хоть слово о реальном секторе экономики, о производстве чего-то за рубежом? Какую программу ни включишь по телевидению, и нашу, и их – ставки такие, рекапитализация банков, акции пошли, индекс все. Поверьте, никто не понимает, как функционирует, и почему мы винтики, которые ни на что не оказывают влияния.

Вы посмотрите, какие протесты. Хоть полстраны выходит на демонстрации – никакого учета этих социальных требований на Западе, и поэтому растут и левые идеи, по привычке. Но при этом попробуй выскажи какое-нибудь скептическое мнение, или просто гримасу построй по отношению к каким-нибудь парадам всяких меньшинств – тут все набросятся, что вы подавляете демократию.
И здесь то же самое, люди перестали понимать, и русские перестали понимать, вообще а в каком они статусе, в каком положении? Как они могут влиять на будущее страны, как они могут влиять на то, что происходит у них в городе? Они утратили инициативу.  Проблемы вроде бы в масштабах государства и практические стратегии вроде не такие важные – а на самом деле для людей они самые важные. Малые города России, центральной России. Вы туда поезжайте, и когда вы по кривым улицам поедете – конечно, одна главная, по которой мэр местный ездит, она всегда хорошо очень отделана. И такое впечатление, думаешь – как же мы могли допустить, что наше родовое гнездо, откуда есть пошла русская земля, доведено до такого упадка? А тут Сити, Сколково и прочее.

Да модернизация невозможна без того, чтобы не поставить проблемы малых городов России. Модернизация начнется тогда, когда гармонично будут развиваться регионы, когда асфальт и газ и внутренний водопровод придет в каждый дом в России, которая расположена в холодном климате. Где вообще право на тепло должно быть неотчуждаемым правом, хотя бы минимальным. Для нас не надо ядерной бомбы. Отключи отопление по всей стране на неделю в январе и феврале – и все, занимай территорию, выноси холодные тела.
Поэтому, вы знаете, мы прекрасно отдаем себе отчет, что немедленно нам будут приписывать и ксенофобию, и национализм в трактовке его как шовинизм, то есть ощущение превосходства одной нации над другой. У нас этого нет вообще. Мы, наоборот, признаем, что в упадке находимся. Но мы не хотим. Мы хотим, чтобы мы восстановились. Те, кто нас убеждает, что не надо и стараться, что все уже кончено – они совершенно не правы. Просто кроме нас самих, этого никто не сделает, а начинать нужно с малого. И с другими нациями у нас всегда были нормальные отношения».

(Источник: http://narochnitskaia.ru/featured/russkoe-grazhdanskoe-dvizhenie-russkiy-narod-perezhivaet-nelegkie-vremena-video-polnyiy-tekst-press-konferentsii.html)