Почему в России нужна позитивная и созидательная фантастика
Сегодня не признавать серьезное влияние фантастической литературы и тематических разного рода медийных проектов (игры, фильмы, сайты) на общество, наверное, возьмутся только самые далекие от темы люди. Если отвлечься от бессмысленных филологических диспутов на тему «литература это или нет», то сразу акцент перемещается на самое важное: фантастика уже много лет формирует стереотипы, образы, которые ведут за собой в дальнейшем увлеченную технологиями часть населения. То есть по сути ту прослойку, которая весьма деятельно работает на будущее, реально воплощает мечты в действительность.
Фантастика показывает не только прогнозируемые авторами варианты развития, но и часто полна разного рода философских идей, размышлений о том, в том ли направлении идет прогресс, куда могут завести увлечения отдельными технологиями, идеями и т.д. Это очень полезно, так как у человека, читающего много подобной литературы, может просыпаться интерес не только к «железкам», но и к истории, культуре, идеологии. В связи с этим позволю обратить внимание на важность поддержки тех сюжетов и авторов, которые имеют привязку к России, размышляют трезво об ее возможностях и создают реальность в своих произведениях, где наша страна успешно развивается в будущем и реализует амбициозные проекты, являясь одним из лидеров мира.
Приведу пару простых примеров для понимания, о чем идет речь. И начну сразу с того, что вызову гнев многочисленной армии читателей так называемого «постапокалиптического» направления, потрогав палочкой нашумевшие некогда романы Глуховского «Метро». Это негатив, пусть даже с попытками внести в этот поток мути и чернухи некие мысли и чувства, но на выходе – все со знаком «минус». Читатель, погруженный в черное и беспросветное, это удар по обществу. Подобная литература программирует общество на разрушительные фантомы безысходного будущего. Поддерживается и культивируется страх войн, междуусобиц, неизбежного крушения порядка и так далее. Может генераторы подобного чтива и его адепты об этом и не задумываются, но давайте задумаемся мы с вами: нужна ли эта многочисленная черная и дурно пахнущая масса «будущего» со знаком минус? Явно нет на нынешнем этапе развития России. А вот другой проект, кстати, тоже собравший свою аудиторию, пусть и не такую многочисленную, как «Метро», — «СССР-2061». Он построен на возвращении к традиции любительской фантастики, объединенной единым позитивным смысловым полем: авторы конструируют мир, в котором наше государство сохраняет внешние советские атрибуты (либо вернулось к ним, как к некоей оболочке), но быстро развивается вперед. Здесь и освоение соседних планет, и приход новых технологий в массы, и формы человеческих отношений, без волчьих инстинктов «выживания». Если брать описанные в примерах миры, то второй несет в себе позитив и надежду, а первый разрушает их. Дальше можно проецировать ситуацию на многие современные фантастические российские проекты. И кстати трудно говорить, что нынешние авторы подчас далеки от социального программирования своих читателей. Делают это они осознанно, повторюсь, или по некоей наивности, никто не скажет точно. Но делают и влияют.
А теперь самое время перейти к вынесенной в заголовок этой заметки фразе. На сегодняшний день одной из главных проблем России является слабое идеологическое поле. Люди измотаны навязанными извне идеями политического противостояния «партий», тупых (по-другому уже не скажешь) диспутов между «красными» и «белыми», обсуждениями в стиле «кто виноват», нагнетанием искусственного негатива и прочая-прочая.
Необходимы увлекательные и интересные идеи, впрыск которых в общество во-многом возможен именно через фантастику. Это могут быть книги, фильмы, игры, в которых будет продвигаться Развитие страны как таковое. Не ковыряние в современных болячках, не исторические баталии, а именно новые технологии, идеи, миры. Не берусь утверждать, что это единственный и правильный выход, нет, это один из каналов изменения текущей ситуации в умах, ее корректировки в сторону Добра и Светлого Будущего вместо хаоса и мрака неофеодализма и постцивилизационного упадка.
Евгений Белкин