Нет своей культуры — приходит чужая
Со времени распада СССР на постсоветское пространство хлынули не только товары и торговцы с Запада и Востока, но и их музыка, традиции, кинематограф, искусство, шоу-бизнес, одним словом, их культура, которая формировалась весь 20 век и преимущественно на коммерческой основе. И Восток и Запад не жалели и до сих пор не жалеют денег на то чтобы популяризировать в России и в ближнем зарубежье свою культуру и традции, и не только для достижения конкретных коммерческих целей, но и геополитических, например, формирование лояльной к чужеземной культуре, традициям и ценностям значительной части российского общества.
Подтверждением этому является растущая ежегодно популярность отмечания в России всевозможных европейских, американских и восточных праздников, истинное происхождение и смысл которых зачастую не могут объяснить даже иностранцы.
Например, американо-британский праздник Хэллоуин (Halloween), подлинной истории появления которого не знают ни американские, ни европейские специалисты, называя его то «вечер перед ночью всех святых», то ночью «всех святых», то «дьявольский вечер» и так далее. Также путаются в датах и географии его зарождения с разбросом в несколько тысяч лет. Одни утверждают, что это языческий празник скандинавов, дргуие приписывают его к территории Ирландии, третьи к традициям Америки. В одном сходятся все источники — праздник приурочен дьяволу и темным силам на Земле, а также связан с миром мертвых.
Но это неразбериха в понятиях и трактовках не мешает сотням миллионов граждан по всему миру ежегодно отмечать Хэллоуин, пополняя бюджеты компаний-развлечений, баров, клубов, производителей костюмов и сувениров. Эту же тенденцию мы наблюдаем и в России. Проехался вечером 31 котября в московском метро, и обнаружил большое количество молодежи в соответствующих костюмах зомби, ведьм, колунов, вампиров, летучих мышей, мертвых невест, скелетов и пр., спешащих на вечеринки в столичные клубы.
Я не ханжа и после массовых флэш-мобов «ходячих мертвецов», прокатившихся по всей России, меня трудно чем-то удивить. Но очевидно, что среди нашей молодежи и активной части взрослого населения не без помощи наших СМИ и западного кинематографа идет насаждение чуждой культуры и традиций, в том числе связанных с темными силами и дьяволом. И это вызывает реальные опасения за психическое здоровье нации и наше будущее.
Также очевидно, что в зарубежных государствах Хэллоуин и прочие странные и бессмысленные праздники и флэш-мобы являются частью их госполитики, в том числе внешней, по экспорту своих новых «культурных ценностей и традиций» во всем мире. Вспонмить хотя бы как Барак Обама и лидеры других западных держав принимают личное участие в праздновании своих сомнительных праздников, консолидируя вокруг этих действ свой электорат.
И такая госполитика действительно дает результаты, не только коммерческие, но и идейно-культурные. Например, заметное расширение среди нашей молодежи числа сторонников м последователей западных праздников католических святых или вообще темных сил как Хэллоуин или парады и марши зомби в российских городах. Это и есть та самая культурно-идейная экспансия Запада по мягкому вытеснению и замещению в умах наших активных граждан традиционной системы ценностей и ориентиров на западные установки и идеологемы. И через десять лет такой работы Запад получит в России и других странах, где не удалось «в лоб» насадить свою идеологию и культы, значительную лояльную Западу часть населения, у которого с Западом будет единая система ценностей, традиций и культурных основ.
И здесь нельзя винить отечественных рестораторов и владельцев клубов, ежегодно устраивающих масштабные вечеринки по отмечанию западных праздников. Так как они руководствуются исключительно коммерческой выгодой и делают все, что не запрещено законом. Да и отечественные СМИ тоже здесь ни при чем, так как бьются за рейтинги и работают по законам медиа-рынка, освещая все самое интересное, в том числе и шумные вечеринки по поводу Хэллоуина и прочих западных праздников в России.
Скорей проблема лежит в плоскости госполитики нашего государства в сфере культуры, а точнее ее отсутствия в части касающейся пропаганды и поддержки отечественных праздников, культуры и традиций. Причем поддержки не на бумаге и протокольных мероприятиях с участием руководителей государства, а реальной кропотливой работы со всеми возрастными группами населения и во всех сферах общественно-культурной жизни страны — в детсадах, школах. ВУЗах, СМИ, кинематорафе, мультипликации, шоу-бизнесе и т.д. И понятно, что для перелома ситуации в этой сфере потребуются десятилетия работы и сотни миллиардов инвестиций.
А пока ситуация такова, что не будем поддерживать свои традиции и культуру, наша молодежь будет впитывать чужие. В этом плане очень показательна ситуация с иностранным Днем святого Валентина (день всех влюбленных), абсолютно коммерческим проектом, раскрученным в последние годы по всему миру, и приносящим миллиардные доходы американским, китайским и европейским корпорациям. У нас несколько лет назад вроде как начали пропагандировать российский «день всех влюбленных» — праздник Святых Петра и Февронии, и это здорово! Но кроме ежегодных мероприятий, которые посещают Дмитрий Медведев с супругой и восторженных репортажей федеральных теканалов в день праздника, больше НИЧЕГО!
Да, праздники в богатой историей России почти каждый день, если взять официальный, церковный и славянский календари, то есть нам не надо высасывать из пальца поводы для праздников и памятных мероприятий, как это приходиться делать западным странам. Надо просто разработать грамотную госпрограмму, выделить необходимое финансирование и четко ее выполнять ежедневно год за годом, и может быть лет через десять наша молодежь будет с пренебрежением воспринимать экспортируемые к нам с Запада странные праздники и сомнительные шоу, основанные на контактах с темными силами и миром мертвых.
Алексей Остров