Выборы в Германии: Почему эти люди учат нас демократии?
На Западе считается, что после окончания Второй мировой войны и объединения Германии, эта крупнейшая европейская страна является по-настоящему демократической. В Германии базируются многочисленные организации по «защите демократии», мониторингу прав и свобод и т.д.. В связи с этим российскому читателю наверное будет интересно узнать, а как устроены немецкие выборы и система информационно-разъяснительной деятельности на них.
Бундестаг (парламент) в Германии избирается сроком на 4 года путем всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании лицами, достигшими 18 лет.
Интересно, что в Германии специально не оговаривается, кто не может, в силу служебного положения, участвовать в предвыборной агитации, но постоянно подчеркивается справедливость выборов.
Телерадиокомпании в Германии предоставляют партиям эфирное время только на платной основе. Но размер оплаты для всех партий должен быть одинаковым.
Финансирование избирательных кампаний – полностью компетенция партий. Никаких средств от государства партии до выборов не получают. Но в случае прохождения в Бундестаг партия получает компенсацию. Немецкие партии также активно собирают деньги своих сторонников – имеется ограничение размеров между финансированием от людей и организаций – не более, чем в 10 раз.
Избирательная система Германии «комбинированная». Пропорциональное представительство партий дополняется элементами мажоритарного избирательного права. Каждый избиратель на выборах отдает 2 голоса: первый — за окружного представителя — депутата-одномандатника, а второй — за выбранную партию по партийным спискам. Есть и 5-процентный барьер.
Второй голос избирателя важнее для состава бундестага. Он определяет, сколько процентов от всех мест получает какая-либо партия. До 2013 года получалось, что все одномандатники имеют право «сесть» в бундестаг, а их общее количество было больше, чем то позволяет пропорциональное количество голосов, собранных партией. Этот перекос пошел в свое время на руку блоку, возглавляемому Ангелой Меркель. Его одномандатники победили в большинстве округов. Тогда оказалось, что блоку досталось на 24 мандата больше, чем было положено по второму голосу…
Конфликт решили через Конституционный суд. В итоге система изменилась так, что если одна партия получит больше кресел за счет одномандатников, все другие партии также смогут увеличить число своих депутатов в соответствии процентом голосов, который они получили на выборах.
Бундестаг стал больше на 20-30 депутатов. Плюс появились «случайные» депутаты, которые избрались, чтобы «покормиться» за счет бюджета. По подсчетам Союза налогоплательщиков Германии, расходы на депутатский корпус сразу же выросли минимум на 60 миллионов евро. И вот ведь парадокс: еще в 2002 году число кресел в бундестаге было сокращено с 656 до 598. Как справедливо говорят оппоненты такой «реформы», больше кресел в бундестаге не означает больше демократии.
Еще факты из независимых иностранных источников. По такому показателю как уровень доверия к политическим партиям Германия показывает рекордно низкие 19%, СМИ доверяют чуть более 60% избирателей. Наконец, собственно политикой интересуются постоянно всего лишь 24% немецких граждан.
То есть незыблемая евродемократия немецкого пошива, как любят нас уверять разнообразные «эксперты» подвергается критике внутри страны и периодическому реформированию. И недовольных хватает, и несмотря на высокое число людей с хорошим образованием, уровень интереса к политике находится на минимуме…
Поэтому считать Германию эталоном язык не поворачивается – свои тонкости, свой взгляд на избирательную систему, свое отношение населения к такой политической системе. Почему же тогда эти люди берутся учить россиян «как правильно» проводить выборы и организовывать политическую систему? Как вы понимаете, вопрос риторический.