Вячеслав Никонов: Россия – самодостаточный культурно-цивилизационный феномен

Отношение к внешнему миру в России исторически было весьма сложным. Он воспринимался, прежде всего, как источник угроз, от которых спасала сильная армия. Но при этом иноземцев опасались, и особую осторожность проявляли в вопросах веры. У них многое перенимали, но заимствование носило специфический характер.

Юрий Пивоваров отмечал, что природа российской власти «предполагает» заимствования, и, прежде всего, того, чего в русской жизни нет вообще. Но заимствования функциональные, а не субстанциальные». Россия заимствовала порядки, как правило, у своего самого сильного противника. Многое было позаимствовано у Византии и монголов. Пётр I перенимал шведскую государственную модель, Александр I – французскую военную модель. Форму организации хозяйственной жизни Советская Россия заимствовала у соперника в Первой мировой войне – Германии. Либеральную государственную и экономическую модель Россия заимствовала главного противника в «холодной войне» – США. Во всех случаях перенятые за рубежом схемы в России работали хуже, нежели оригиналы.

Была ли Россия частью Западной политической системы? На протяжении большей части своей истории – безусловно нет. Границы Запада с рубежа I-II тысячелетий определялись распространением католицизма, латыни и франкской знати. Вместе с тем, Русь, Россия была крупным государством в Европе, играла важную роль на восточной периферии Западного мира, не раз становилась объектом устремлений включить её в этот мир.

Мой анализ заставляет скорее согласиться с Александром Пушкиным и Александром Герценом, Арнольдом Тойнби и Самуэлем Хантингтоном, которые склонны были видеть в России и её ближайших окрестностях самостоятельную цивилизацию. Специфика России очевидна. Историческое движение страны, раскинувшейся на огромных просторах Евразии от Балтики до Тихого океана, не могло не придать ей специфические черты. Интересный ответ на вопрос об идентичности России дал бывший глава французского МИДа Юбер Ведрин: «Глядя из Франции, я не понимаю, почему Россия вечно задаётся вопросом: Европа она или Азия? Её место однозначно посередине, не обязательно в качестве моста, но непременно в качестве одного из крупных полюсов этого мира».

Российскость можно понять, прежде всего, исходя из собственной сущности самой России, а не чьей-то ещё. Россия – самодостаточный культурно-цивилизационный феномен, который может быть описан только в её собственных терминах. «Россия – это огромный, целостный и уникальный мир со своим генетическим кодом истории, системой архетипов социальности, культуры, духовности, особым способом их проживания в истории и самой истории, со своим типом локально-цивилизационного бытия и развития», – справедливо, на мой взгляд, пишет философ Николай Козин. Россия не является ни западной частью Востока, ни восточной частью Запада. Это стержневое государство самостоятельной цивилизации, назовём ли мы её российской или восточноевропейской, к которой европейская цивилизация наиболее близка.

 

  • Цитата по статье: Вячеслав Никонов. Российская матрица. УДК 94(470): 321
  • Читать целиком: http://www.sov-europe.ru/2015/2/nikonov.pdf